–Я–Њ–Є—Б–Ї –і–Њ–Ї—Г–Љ–µ–љ—В–∞:

–Я—А–Є–Љ–µ—А:–Э–∞–ї–Њ–≥–Њ–≤—Л–є –Ъ–Њ–і–µ–Ї—Б

 онсультации специалистов
–У–Њ–ї–Њ–≤–љ–Њ–є –±–Њ–ї—М—О –Љ–љ–Њ–≥–Є—Е –±—Г—Е–≥–∞–ї—В–µ—А–Њ–≤ –±—Л–ї–Њ –Є –Њ—Б—В–∞–µ—В—Б—П –њ—А–µ–і—К—П–≤–ї–µ–љ–Є–µ –Ї –≤—Л—З–µ—В—Г –Э–Ф–° –њ–Њ ¬Ђ–і–µ—Д–µ–Ї—В–љ—Л–Љ¬ї —Б—З–µ—В–∞–Љ-—Д–∞–Ї—В—Г—А–∞–Љ.
–Ъ–∞–Ї–Є–µ –і–Њ–Ї—Г–Љ–µ–љ—В—Л –љ–µ–Њ–±—Е–Њ–і–Є–Љ—Л –і–ї—П –Њ—В–љ–µ—Б–µ–љ–Є—П —А–∞—Б—Е–Њ–і–Њ–≤ –љ–∞ –∞—А–µ–љ–і—Г –Ї–≤–∞—А—В–Є—А—Л, –Њ–њ–ї–∞—В—Г –Ї–Њ–Љ–Љ—Г–љ–∞–ї—М–љ—Л—Е —Г—Б–ї—Г–≥, —Г—Б–ї—Г–≥ —Н–љ–µ—А–≥–Њ—Б–љ–∞–±–ґ–∞—О—Й–Є—Е –Њ—А–≥–∞–љ–Є–Ј–∞—Ж–Є–є –Є –Њ–њ–ї–∞—В—Г –Ј–∞ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞–љ–Є–µ —В–µ–ї–µ—Д–Њ–љ–Њ–Љ –≤ —Г–Љ–µ–љ—М—И–µ–љ–Є–µ –љ–∞–ї–Њ–≥–Њ–≤–Њ–є –±–∞–Ј—Л –њ–Њ –љ–∞–ї–Њ–≥—Г –љ–∞ –њ—А–Є–±—Л–ї—М?
Ќовости законодательства
¬се документы, представленные на этом сайте, включены в справочные правовые системы  онсультантѕлюс
<
New! –Ъ–Њ–љ—Б—Г–ї—М—В–∞—Ж–Є—П –і–ї—П –Ѓ—А.–Ы–Є—Ж–Ч–∞–Ї–∞–Ј–∞—В—М –њ—А–∞–≤–Њ–≤–Њ–є –і–Њ–Ї—Г–Љ–µ–љ—В–°–њ—А–∞–≤–Њ—З–љ—Л–µ –њ—А–∞–≤–Њ–≤—Л–µ —Б–Є—Б—В–µ–Љ—Л (–°–Я–°)–°–њ—А–∞–≤–Њ—З–љ–∞—П –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П

¬се  одексы

“–”ƒќ¬ќ…  ќƒ≈ — –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» √Ћј¬ј 61


√лава 61. –ј——ћќ“–≈Ќ»≈ » –ј«–≈Ў≈Ќ»≈  ќЋЋ≈ “»¬Ќџ’ “–”ƒќ¬џ’ —ѕќ–ќ¬ (в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«)
—тать€ 398. ќсновные пон€ти€
 оллективный трудовой спор - неурегулированные разногласи€ между работниками (их представител€ми) и работодател€ми (их представител€ми) по поводу установлени€ и изменени€ условий труда (включа€ заработную плату), заключени€, изменени€ и выполнени€ коллективных договоров, соглашений, а также в св€зи с отказом работодател€ учесть мнение выборного представительного органа работников при прин€тии локальных нормативных актов.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«) ѕримирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора в цел€х его разрешени€ примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
ƒень начала коллективного трудового спора - день сообщени€ решени€ работодател€ (его представител€) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 насто€щего  одекса своего решени€.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«) «абастовка - временный добровольный отказ работников от исполнени€ трудовых об€занностей (полностью или частично) в цел€х разрешени€ коллективного трудового спора.

—тать€ 399. ¬ыдвижение требований работников и их представителей
ѕравом выдвижени€ требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со стать€ми 29 - 31 и частью п€той статьи 40 насто€щего  одекса.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«) “ребовани€, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделени€), индивидуального предпринимател€, утверждаютс€ на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаютс€ в письменной форме и направл€ютс€ работодателю.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«) —обрание работников считаетс€ правомочным, если на нем присутствует более половины работающих.  онференци€ считаетс€ правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.
–аботодатель об€зан предоставить работникам или представител€м работников необходимое помещение дл€ проведени€ собрани€ (конференции) по выдвижению требований и не вправе преп€тствовать его (ее) проведению.
„асть п€та€ утратила силу. - ‘едеральный закон от 30.06.2006 N 90-‘«.
“ребовани€ профессиональных союзов и их объединений выдвигаютс€ и направл€ютс€ соответствующим сторонам социального партнерства.
 опи€ требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. ¬ этом случае государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров об€зан проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.
(часть седьма€ в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«)
—тать€ 400. –ассмотрение требований работников, профессиональных союзов и их объединений
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«)
–аботодатель об€зан прин€ть к рассмотрению направленные ему требовани€ работников. ќ прин€том решении работодатель сообщает в представительный орган работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделени€), индивидуального предпринимател€ в письменной форме в течение трех рабочих дней со дн€ получени€ указанных требований.
ѕредставители работодателей (объединений работодателей) об€заны прин€ть к рассмотрению направленные им требовани€ профессиональных союзов (их объединений) и сообщить в письменной форме профессиональным союзам (их объединени€м) о прин€том решении в течение одного мес€ца со дн€ получени€ указанных требований.

—тать€ 401. ѕримирительные процедуры
ѕор€док разрешени€ коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
–ассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией €вл€етс€ об€зательным этапом.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«)  ажда€ из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратитьс€ в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров дл€ уведомительной регистрации спора.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«) Ќи одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклон€тьс€ от участи€ в примирительных процедурах.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«) ѕредставители сторон, примирительна€ комисси€, посредник, трудовой арбитраж, государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров об€заны использовать все предусмотренные законодательством возможности дл€ разрешени€ возникшего коллективного трудового спора.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«) ѕримирительные процедуры провод€тс€ в сроки, предусмотренные насто€щим  одексом.
¬ случае необходимости сроки, предусмотренные дл€ проведени€ примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.
–аботники имеют право в установленном федеральным законом пор€дке проводить собрани€, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрени€ и разрешени€ коллективного трудового спора, включа€ период организации и проведени€ забастовки.
(часть восьма€ введена ‘едеральным законом от 30.06.2006 N 90-‘«)
—тать€ 402. –ассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«)
ѕримирительна€ комисси€ создаетс€ в срок до трех рабочих дней со дн€ начала коллективного трудового спора.
–ешение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформл€етс€ соответствующим приказом (распор€жением) работодател€ и решением представител€ работников. –ешени€ о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровн€х социального партнерства оформл€ютс€ соответствующими актами (приказом, распор€жением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.
ѕримирительна€ комисси€ формируетс€ из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.
—тороны коллективного трудового спора не имеют права уклон€тьс€ от создани€ примирительной комиссии и участи€ в ее работе.
–аботодатель создает необходимые услови€ дл€ работы примирительной комиссии.
 оллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до п€ти рабочих дней со дн€ издани€ соответствующих актов о ее создании. ”казанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон. –ешение о продлении срока оформл€етс€ протоколом.
–ешение примирительной комиссии принимаетс€ по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформл€етс€ протоколом, имеет дл€ сторон этого спора об€зательную силу и исполн€етс€ в пор€дке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.
ѕри недостижении согласи€ в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража.

—тать€ 403. –ассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
ѕосле составлени€ примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. ѕри необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратитьс€ в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. ≈сли в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашени€ относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о создании трудового арбитража.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«) ѕор€док рассмотрени€ коллективного трудового спора с участием посредника определ€етс€ соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.
ѕосредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведени€, касающиес€ этого спора.
–ассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществл€етс€ в срок до семи рабочих дней со дн€ его приглашени€ (назначени€) и завершаетс€ прин€тием сторонами коллективного трудового спора согласованного решени€ в письменной форме или составлением протокола разногласий.

—тать€ 404. –ассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
“рудовой арбитраж представл€ет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создаетс€ в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об об€зательном выполнении его решений.
“рудовой арбитраж создаетс€ сторонами коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дн€ окончани€ рассмотрени€ коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«) —оздание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочи€ оформл€ютс€ соответствующим решением работодател€, представител€ работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«)  оллективный трудовой спор рассматриваетс€ в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до п€ти рабочих дней со дн€ его создани€.
“рудовой арбитраж рассматривает обращени€ сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведени€, касающиес€ этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправлени€ о возможных социальных последстви€х коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«) –ешение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаетс€ сторонам этого спора в письменной форме.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«) ¬ случа€х, когда в соответствии с част€ми первой и второй статьи 413 насто€щего  одекса в цел€х разрешени€ коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, создание трудового арбитража €вл€етс€ об€зательным и его решение имеет дл€ сторон об€зательную силу. ѕри этом если стороны не приход€т к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочи€х, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.
(часть седьма€ введена ‘едеральным законом от 30.06.2006 N 90-‘«)
—тать€ 405. √арантии в св€зи с разрешением коллективного трудового спора
„лены примирительной комиссии, трудовые арбитры на врем€ участи€ в разрешении коллективного трудового спора освобождаютс€ от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех мес€цев в течение одного года.
”частвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешени€ коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодател€ без предварительного согласи€ уполномочившего их на представительство органа.

—тать€ 406. ”клонение от участи€ в примирительных процедурах
¬ случае уклонени€ одной из сторон коллективного трудового спора от участи€ в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передаетс€ на рассмотрение в трудовой арбитраж.
¬ случа€х уклонени€ работодателей (их представителей) от создани€ трудового арбитража или отказа от выполнени€ его решений работники могут приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с част€ми первой и второй статьи 413 насто€щего  одекса в цел€х разрешени€ коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.
(часть втора€ в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«) „асть треть€ утратила силу. - ‘едеральный закон от 30.06.2006 N 90-‘«.

—тать€ 407. ”частие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«)
√осударственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров €вл€ютс€ федеральный орган исполнительной власти, осуществл€ющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулировани€ коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов –оссийской ‘едерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.
‘едеральный орган исполнительной власти, осуществл€ющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулировани€ коллективных трудовых споров:производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключени€, изменени€ и выполнени€ соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организаци€х, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случа€х, когда в соответствии с част€ми первой и второй статьи 413 насто€щего  одекса в цел€х разрешени€ коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;ведет базу данных по учету трудовых арбитров;организует подготовку трудовых арбитров.
ќрганы исполнительной власти субъектов –оссийской ‘едерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:производ€т уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, указанных в части второй насто€щей статьи;содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.
√осударственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:провер€ют в случае необходимости полномочи€ представителей сторон коллективного трудового спора;вы€вл€ют, анализируют и обобщают причины возникновени€ коллективных трудовых споров, подготавливают предложени€ по их устранению;оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрени€ и разрешени€;организуют в установленном пор€дке финансирование примирительных процедур.
√осударственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представител€ми работников и работодателей.
–аботники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в пор€дке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами –оссийской ‘едерации, беспреп€тственно при предъ€влении удостоверени€ установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в цел€х урегулировани€ коллективных трудовых споров, вы€влени€ и устранени€ причин, порождающих эти споры.

—тать€ 408. —оглашение в ходе разрешени€ коллективного трудового спора
—оглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешени€ этого спора, оформл€етс€ в письменной форме и имеет дл€ сторон коллективного трудового спора об€зательную силу.  онтроль за его выполнением осуществл€етс€ сторонами коллективного трудового спора.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«)
—тать€ 409. ѕраво на забастовку
¬ соответствии со статьей 37  онституции –оссийской ‘едерации признаетс€ право работников на забастовку как способ разрешени€ коллективного трудового спора.
≈сли примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (его представители) или представители работодателей уклон€ютс€ от участи€ в примирительных процедурах, не выполн€ют соглашение, достигнутое в ходе разрешени€ коллективного трудового спора, или не исполн€ют решение трудового арбитража, имеющее об€зательную дл€ сторон силу, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с част€ми первой и второй статьи 413 насто€щего  одекса в цел€х разрешени€ коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.
(часть втора€ в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«) ”частие в забастовке €вл€етс€ добровольным. Ќикто не может быть принужден к участию или отказу от участи€ в забастовке.
Ћица, принуждающие работников к участию или отказу от участи€ в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в пор€дке, установленном насто€щим  одексом, иными федеральными законами.
ѕредставители работодател€ не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

—тать€ 410. ќбъ€вление забастовки
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«)
–ешение об объ€влении забастовки принимаетс€ собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделени€), индивидуального предпринимател€ по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.
–ешение об участии работников данного работодател€ в забастовке, объ€вленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимаетс€ собранием (конференцией) работников данного работодател€ без проведени€ примирительных процедур.
—обрание работников данного работодател€ считаетс€ правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа работников.  онференци€ работников данного работодател€ считаетс€ правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.
–аботодатель об€зан предоставить помещение и создать необходимые услови€ дл€ проведени€ собрани€ (конференции) работников и не имеет права преп€тствовать его (ее) проведению.
–ешение считаетс€ прин€тым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). ѕри невозможности проведени€ собрани€ (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведени€ забастовки.
ѕосле п€ти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объ€влена часова€ предупредительна€ забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дн€.
ѕри проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавл€ющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с насто€щим  одексом.
ќ начале предсто€щей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за дес€ть календарных дней.
¬ решении об объ€влении забастовки указываютс€:перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, €вл€ющихс€ основанием дл€ объ€влени€ и проведени€ забастовки;дата и врем€ начала забастовки, ее предполагаема€ продолжительность и предполагаемое количество участников. ѕри этом забастовка не может быть начата позднее двух мес€цев со дн€ прин€ти€ решени€ об объ€влении забастовки;наименование органа, возглавл€ющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;предложени€ по минимуму необходимых работ (услуг), выполн€емых в период проведени€ забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделени€), индивидуального предпринимател€.
–аботодатель предупреждает о предсто€щей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.
¬ случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объ€влении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществл€етс€ в пор€дке, установленном статьей 401 насто€щего  одекса.

—тать€ 411. ќрган, возглавл€ющий забастовку
«абастовку возглавл€ет представительный орган работников. ќрган, возглавл€ющий забастовку, имеет право созывать собрани€ (конференции) работников, получать от работодател€ информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов дл€ подготовки заключений по спорным вопросам.
ќрган, возглавл€ющий забастовку, имеет право приостановить забастовку. ƒл€ возобновлени€ забастовки не требуетс€ повторного рассмотрени€ спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. –аботодатель и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за три рабочих дн€.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«)
—тать€ 412. ќб€занности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки
¬ период проведени€ забастовки стороны коллективного трудового спора об€заны продолжить разрешение этого спора путем проведени€ примирительных процедур.
–аботодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправлени€ и орган, возглавл€ющий забастовку, об€заны прин€ть завис€щие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного пор€дка, сохранности имущества работодател€ и работников, а также работы машин и оборудовани€, остановка которых представл€ет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«) ѕеречень минимума необходимых работ (услуг), выполн€емых в период проведени€ забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, де€тельность которых св€зана с безопасностью людей, обеспечением их здоровь€ и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатываетс€ и утверждаетс€ федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координаци€ и регулирование де€тельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. ¬ случае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждаетс€ по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами. ѕор€док разработки и утверждени€ перечн€ минимума необходимых работ (услуг) определ€етс€ ѕравительством –оссийской ‘едерации.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«) ќрган исполнительной власти субъекта –оссийской ‘едерации на основе перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает и утверждает по согласованию с соответствующими территориальными объединени€ми организаций профессиональных союзов (объединени€ми профессиональных союзов) региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определ€ющие пор€док применени€ федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта –оссийской ‘едерации.
ћинимум необходимых работ (услуг), выполн€емых в период проведени€ забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделени€), индивидуального предпринимател€, определ€етс€ соглашением сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправлени€ на основе перечней минимума необходимых работ (услуг) в п€тидневный срок со дн€ прин€ти€ решени€ об объ€влении забастовки. ¬ключение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано веро€тностью причинени€ вреда здоровью или угрозой жизни граждан. ¬ минимум необходимых работ (услуг) не могут быть включены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечн€ми минимума необходимых работ (услуг).
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«) ¬ случае недостижени€ соглашени€ минимум необходимых работ (услуг) устанавливаетс€ органом исполнительной власти субъекта –оссийской ‘едерации.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«) –ешение указанного органа, устанавливающее минимум необходимых работ (услуг), может быть обжаловано сторонами коллективного трудового спора в суд.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«) ѕри необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.

—тать€ 413. Ќезаконные забастовки
¬ соответствии со статьей 55  онституции –оссийской ‘едерации €вл€ютс€ незаконными и не допускаютс€ забастовки:а) в периоды введени€ военного или чрезвычайного положени€ либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организаци€х ¬ооруженных —ил –оссийской ‘едерации, других военных, военизированных и иных формировани€х, организаци€х (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделени€х), непосредственно ведающих вопросами обеспечени€ обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждени€ или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организаци€х (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделени€х), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудовани€, на станци€х скорой и неотложной медицинской помощи;(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«) б) в организаци€х (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделени€х), непосредственно св€занных с обеспечением жизнеде€тельности населени€ (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, св€зь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«) ѕраво на забастовку может быть ограничено федеральным законом.
«абастовка при наличии коллективного трудового спора €вл€етс€ незаконной, если она была объ€влена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных насто€щим  одексом.
–ешение о признании забастовки незаконной принимаетс€ верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значени€, судами автономной области и автономных округов по за€влению работодател€ или прокурора.
–ешение суда доводитс€ до сведени€ работников через орган, возглавл€ющий забастовку, который об€зан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.
–ешение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. –аботники об€заны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дн€ после вручени€ копии указанного решени€ суда органу, возглавл€ющему забастовку.
¬ случае создани€ непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюс€ забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюс€ - приостановить на тот же срок.
¬ случа€х, имеющих особое значение дл€ обеспечени€ жизненно важных интересов –оссийской ‘едерации или отдельных ее территорий, ѕравительство –оссийской ‘едерации вправе приостановить забастовку до решени€ вопроса соответствующим судом, но не более чем на дес€ть календарных дней.
„асть дев€та€ утратила силу. - ‘едеральный закон от 30.06.2006 N 90-‘«.

—тать€ 414. √арантии и правовое положение работников в св€зи с проведением забастовки
”частие работника в забастовке не может рассматриватьс€ в качестве нарушени€ трудовой дисциплины и основани€ дл€ расторжени€ трудового договора, за исключением случаев неисполнени€ об€занности прекратить забастовку в соответствии с частью шестой статьи 413 насто€щего  одекса.
«апрещаетс€ примен€ть к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных частью шестой статьи 413 насто€щего  одекса.
Ќа врем€ забастовки за участвующими в ней работниками сохран€ютс€ место работы и должность.
–аботодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за врем€ их участи€ в забастовке, за исключением работников, зан€тых выполнением об€зательного минимума работ (услуг).
 оллективным договором, соглашением или соглашени€ми, достигнутыми в ходе разрешени€ коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.
–аботникам, не участвующим в забастовке, но в св€зи с ее проведением не имевшим возможности выполн€ть свою работу и за€вившим в письменной форме о начале в св€зи с этим просто€, оплата просто€ не по вине работника производитс€ в пор€дке и размерах, которые предусмотрены насто€щим  одексом. –аботодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу в пор€дке, предусмотренном насто€щим  одексом.
 оллективным договором, соглашением или соглашени€ми, достигнутыми в ходе разрешени€ коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный пор€док выплат работникам, не участвующим в забастовке, чем предусмотренный насто€щим  одексом.

—тать€ 415. «апрещение локаута
¬ процессе урегулировани€ коллективного трудового спора, включа€ проведение забастовки, запрещаетс€ локаут - увольнение работников по инициативе работодател€ в св€зи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.

—тать€ 416. ќтветственность за уклонение от участи€ в примирительных процедурах, невыполнение соглашени€, достигнутого в результате примирительной процедуры, неисполнение либо отказ от исполнени€ решени€ трудового арбитража (в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«)
ѕредставители работодател€, уклон€ющиес€ от получени€ требований работников и участи€ в примирительных процедурах, в том числе не предоставл€ющие помещени€ дл€ проведени€ собрани€ (конференции) по выдвижению требований, объ€влению забастовки или преп€тствующие его (ее) проведению, привлекаютс€ к дисциплинарной ответственности в соответствии с насто€щим  одексом или административной ответственности в пор€дке, который установлен законодательством –оссийской ‘едерации об административных правонарушени€х.
ѕредставители работодател€ и работников, виновные в невыполнении об€зательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, а также виновные в неисполнении либо отказывающиес€ от исполнени€ решени€ трудового арбитража, привлекаютс€ к административной ответственности в пор€дке, который установлен законодательством –оссийской ‘едерации об административных правонарушени€х.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«)
—тать€ 417. ќтветственность работников за незаконные забастовки
–аботники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий рабочий день после доведени€ до органа, возглавл€ющего забастовку, вступившего в законную силу решени€ суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«) ѕредставительный орган работников, объ€вивший и не прекративший забастовку после признани€ ее незаконной, об€зан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

—тать€ 418. ¬едение документации при разрешении коллективного трудового спора
ƒействи€ сторон коллективного трудового спора, соглашени€ и решени€, принимаемые в св€зи с разрешением этого спора, оформл€ютс€ протоколами представител€ми сторон коллективного трудового спора, примирительными органами, органом, возглавл€ющим забастовку.
(в ред. ‘едерального закона от 30.06.2006 N 90-‘«)


Ќазад

 


©2007-2012 –оскодекс.ру: кодексы –‘, правова€ информаци€, консультации юридических лиц